Преображение Господне: история и духовный смысл праздника

2013_08_17_003_01Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убитым и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Это событие празднуется Святой Церковью 19 августа.

Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения Господня в начале IV века. В Палестине праздник Преображения Господня литургически отмечается, вероятно, начиная с IV века, со времени построения святой равноапостольной Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. Свидетельства о праздновании Преображения Господня на востоке, отраженные в творениях Святых Отцов, приходятся на время не позднee V века. Все восточные богослужебные памятники, дошедшие до нас от начала VIII века (Евангелие праздничное 715 года, стихиры и каноны прпп. Космы Маюмскогои, Иоанна Дамаскина и многие другие), говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках. На Западe  с XV века папою Каллистом (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником.

 

Празднованием Преображения Господа Святая Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Важно понимать, что для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

 

У учеников, возведенных на Фавор действием Божества, открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. Эти избранники вместе с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь – в этом богословский смысл Преображения. В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

 

Кроме того, назидательный смысл празднования Преображения Господня заключается в обращении к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Преображение Христа Спасителя совершилось во время Его молитвы. Поясняя это, святитель Московский Филарет говорит: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток сего света, не удерживаясь в душе, пролился на тело — и просиял в лице; не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду; расширяясь еще далее, объял души апостолов… О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо и землю и Самое Божество!» По мысли святителя, молитва есть основа и нашего духовного преображения.

 

Общение с Богом, соединенное с покаянием и благими делами, обновляет душу не только человека, но и целого народа. Подражая Господу и верным ученикам Христовым, каждому из нас надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно – важнейший момент христианского учения о человеке. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор в переводе с еврейского означает «чертог чистоты и света». Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы самоназвание горы свидетельствовало апостолам, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.

 

Протоиерей Павел Рахлин, руководитель Отдела религиозного образования и ктаехизации Ярославской митрополии

Фото: Православие.ru

 
 
 
Яндекс.Метрика
1539616208.86