2017_03_28_007_01Литургия Преждеосвященных Даров – одна из особенностей Великопостных богослужений. Служба эта красива и торжественна. Но в ней много отличий от литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. И об этом мы беседуем с настоятелем Яковлевского храма города Ярославля протоиереем Алексеем Кирилловым.  

— Литургия Преждеосвященных Даров служится только в среду и пятницу, к тому же в одних храмах вечером, в других – утром, почему? 

— Прежде всего, следует сказать, что Литургия Преждеосвященных Даров сама по себе полноценной литургией и не является. Потому что Литургия – это богослужение, в котором совершается приложение вина и хлеба в Тело и Кровь Христову с последующим причащением верующих.  Здесь же Таинства Евхаристии не происходит. Фактически — это что-то на подобии причащения больных запасными Дарами.

Сейчас в Русской Православной Церкви служат по Иерусалимскому Уставу лавры Саввы Освященного, и Литургию Преждеосвященных Даров положено совершать в среду и пятницу – дни сугубого поста.  Иногда служится она и в другие дни —  в праздники, например: Сорок мучеников, престольные дни храмов. Совершается она и в четверг пятой недели Великого поста – после Стояния Марии Египетской, и в первые три дня Страстной седмицы: понедельник, вторник и среду. А до 15 века в нашей Церкви был немного другой Устав, Студийский, и там Преждеосвященная Литургия совершалась каждый день.

Фактически она больше похожа на вечерню, с которой и соединяется. Верующие, участвующие в ней, причащались запасными Дарами вечером, как это было в монастыре Саввы Освященного. В дальнейшем для удобства людей, мирян, прежде всего, учитывая их разные жизненные обстоятельства, сложилась практика проведения этой службы утром. Сейчас традиции в России восстанавливаются. И у нас в Ярославской епархии тоже появились монастыри и храмы, где Преждеосвященная литургия совершается вечером. Практика причащения на ней основывается на том, что человеку, желающему приступить к Таинству, по уставной практике необходимо соблюдать Евхаристический пост, то есть воздержание в пище и питье до Причастия, не менее 6 часов. В тех случаях, когда службы совершаются вечером, либо ночью, именно это время до литургии следует воздерживаться от приема пищи.

Но самое главное отличие Преждеосвященных Литургии от Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого в том, что в ней нет Евхаристии, нет Евхаристического канона.  Есть похожие моменты:   и малый вход, и Великий, есть причащение и отпуст, но самой Евхаристии нет. Агнец, пропитанный кровью, освящается на полной литургии, ближайшей к Преждеосвященной, и хранится на  престоле в храме до причащения.

— По времени  Преждеосвященная литургия довольно длинная, служится она дольше, чем Литургия Василия Великого или Иоанна Златоуста, и на ней много земных поклонов, читаются пророчества, много псалмов, молитв, которые не звучат за воскресным Богослужением, а в особые моменты на ней даже звучит колокол  — зачем, и что всё это означает?

— На самом деле литургия Преждеосвященных Даров намного короче, чем обычные. Потому что она начинается вечерней¸ там не так много чтений, совершается Великий вход, и после этого идет ектенья и поется «Отче наш». Нет достаточно протяженного Евхаристического канона. Преждеосвященная литургия занимает меньше времени по службе, чем полная литургия. Единственное, что, как и полную Литургию, ее предваряют некоторые богослужения – в частности, Часы: третий, шестой и девятый, и Изобразительные. На Часах читаются кафизмы, поскольку это Великий пост.  На шестом часе — паремии –отрывки из книг Священного Писания — пророчества. А на самой литургии, она начинается как вечерня, совершаются каждения, звучат предначинательный псалом и стихиры на «Господи воззвах…».  Звучит очень красивое песнопение «Да исправится молитва моя»…

В особые моменты богослужения действительно звучит колокол, который призывает верующих быть внимательными, проявить сугубую молитву,  можно даже встать на колени. Звучит этот колокол и тогда, когда Святые Дары переносятся, первый раз – в алтаре, невидимым образом для людей при закрытых Царских вратах с Престола, где они хранятся,  на Жертвенник, где происходит нечто подобие Проскомидии: ставятся Святые Дары, вливается вино, покрываются сосуды покровцами. И потом, уже на Великом входе, когда поется «Ныне Силы небесные», и с жертвенника через Царские врата Святые Дары уже переносятся на престол для подготовки к причастию духовенства и верующих людей, — также звучит колокол.

— А почему не на каждой такой Литургии читают отрывок из Евангелия и Апостол ?

— Евангелие и Апостольские послания звучат на праздничных службах. В обычные дни они могут и не читаться. Если есть Евангельское чтение, то совершается малый вход с Евангелием. Если чтения нет, то тогда малый вход с кадилом.

 — За литургией Преждеосвященных Даров нет и привычного нам поминовения о здравии и упокоении, то есть записки об этом на нее не подаются…  

— Поскольку нет проскомидии, нет и поминовения о здравии и о упокоении. Но обычно после литургии Преждеосвященных даров совершается краткая лития о упокоении усопших.

— Почему за Литургией Преждеосвященных Даров не положено причастие младенцев?

— Связано это с тем, что Святые Дары – Тело и Кровь Христовы – это Агнец, пропитанный Святой Кровью, а тут в Чашу наливается просто вино. Оно не освящается, как на полной литургии. На полной Литургии в чаше Кровь Христова, и мы можем этим причащать младенцев, которые не могут съесть частичку. А здесь получается,   нет никакого смысла причащать их простым вином. Другое дело, когда ребенку пять- шесть лет, и он может спокойно проглотить частичку  Святых Даров. Такого младенца можно причащать.

— Мы знаем чин Литургии, составленный Василием Великим и Иоанном Златоустом, чин Литургии Преждеосвященных Даров связывают  с именем Папы Римского Григория Двоеслова,  но, говорят, что она восходит к чуть ли не апостольским временам…   

— Да, действительно, в Православной традиции, и даже в служебнике говорится о том, что эта Литургия принадлежит Святому Григорию Двоеслову – папе Римскому, который скончался в 604 году, это еще до разделения Церкви  на западную и восточную. На самом же деле, Литургия Преждеосвященных Даров является введением святых апостолов. Она установлена апостолами, и мы знаем об этом из свидетельств многих святых и из канонических норм Православной Церкви о том, что запасными дарами людей причащали. Может быть, не было такой формы, но постепенно литургия сформировалась, в современном виде. С именем Григория Двоеслова она связана потому, возможно, что он очень почитался на православном востоке и, прежде всего, за то, что восстановил многие православные обряды в Римской церкви, к тому моменту в ней утраченные. В том числе — Литургию Преждеосвященных Даров.

С отцом Алексием Кирилловым беседовала Ирина Хрупалова