О том, как научить себя не держать обиду. Евангелие Мф. 18, 23-35

2013_09_08_007_01В сегодняшней притче Христос вновь заостряет внимание на одной из главных тем нравственного аспекта Своего учения – мы можем ожидать от другого, в том числе и от Бога, ровно то, что мы даем ближнему. Ровно в ту меру, в которую мы прощаем ближних, ровно в нее мы можем надеяться на прощение от Бога.


Что мы можем своим ближним прощать? Если не брать в расчет вопросов долгов или не оказанного в свое время внимания и участия, то мы придем к плоскости обид. Обижаем мы или обижают нас – это главное, что мы прощаем или не прощаем человеку. Почему я обижаю другого? Из этого своего ответа я в большинстве случаев пойму, почему другой обижает меня.

Во первых, в центре всего стоит моя самость – «Я» как таковой, занимающий центр своей собственной вселенной. Все остальное крутится вокруг меня и крутится ровно потому, что меня касается и мне важно. Если человек или вещь отсутствуют в диапазоне моих интересов, то мне в принципе безразлично, что с ними происходит. Именно из этого растут корни обид и обидчивости.

Во вторых, очень мало найдется среди нас садистов, которые при полном внутреннем мире и гармонии будут разрушать внутренний мир других. Как правило, я всегда пытаюсь отразить свой внутренний фон на окружающих. Если у меня все благополучно, я пытаюсь сделать так, чтобы это благополучие расходилось и далее. Но если внутри меня нет мира, если там все рвется внутренними болями и противоречиями, то всякое касательство ко мне я буду воспринимать только как соль на рану. Потому я и буду болезненно воспринимать не только прямые укоры, но и вообще всякое внимание, обращенное ко мне, как мне кажется оказанное не во время.
Я обижаю другого не потому, что хочу его обидеть, а лишь потому, что мой мир сконцентрирован вокруг моего «Я», и этому «Я» сейчас больно и ни на какую другую реакцию оно сейчас не готово.
Важно обращать это знание и в обратном направлении. Когда обижают меня, то делает это человек не из побуждений разрушить мой мир, а делает это ровно в силу того, что внутри него самого полностью отсутствует мир. Его внутренний человек настолько разодран в клочья грузом обстоятельств и проблем, что он не может поступить иначе. Если перед глазами нет Бога, нет Того, к Кому можно обратиться за помощью в этих превозмогающих обстоятельствах, то ответом на внешний раздражитель будет только эмоциональный взрыв.

О подобном говорит Христос с креста: «Прости им, они не ведают что творят», – просит Он Отца. Подобное незнание часто характеризует нашу жизнь. Мы делаем дуг другу больно, потому что, испытывая страдание, не можем его пересилить и добавляем в котел боли еще ложку, увеличивая боль в другом.
Будем помнить об этом, когда сталкиваемся с негативом от другого в своей жизни, когда нам кажется, что на грубость нужно ответить грубостью, на хамство – хамством. Обижающий прямо сейчас – несчастен. Я должен не подтолкнуть его и себя еще на шаг ближе к пропасти, умножив гнев и раздражение, а протянуть ему руку помощи в улыбке и молитве.

 

Иерей Александр Сатомский

Фото: А. Осокин, Православие и мир

 
 
 
Яндекс.Метрика
1539540238.05