2018_02_21_001_08Литургия Преждеосвященных Даров – одна из особенностей Великопостных богослужений. Служба эта красива и торжественна. Но в ней много отличий от Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. И об этом мы беседуем с настоятелем Яковлевско-Благовещенского храма города Ярославля протоиереем Алексием Кирилловым.

— Литургия Преждеосвященных Даров служится только в среду и пятницу, к тому же в одних храмах вечером, в других – утром, почему?

— Прежде всего, следует отметить, что Литургия Преждеосвященных Даров сама по себе полноценной Литургией не является. Литургия – это богослужение, за которым совершается преложение вина и хлеба в Тело и Кровь Христову с последующим причащением верующих. Здесь же Таинства Евхаристии не происходит. Фактически Литургия Преждеосвященных Даровявляется подобием причащения больных запасными Дарами.

Сейчас в Русской Православной Церкви служат по Иерусалимскому Уставу лавры Саввы Освященного. Согласно этому Уставу, Литургию Преждеосвященных Даров положено совершать в среду и пятницу – дни сугубого поста, а также в церковные праздники (например, день Сорока мучениковСевастийских) и престольные для храмов дни. Помимо этого, данная Литургия совершается в четверг пятой недели Великого поста – после Стояния Марии Египетской и в первые три дня Страстной седмицы: понедельник, вторник и среду. Интересно то, что до 15 века в нашей Церкви был другой Устав — Студийский, по которому Литургия Преждеосвященных Даров совершалась каждый день.

Своим чинопоследованиемЛитургия Преждеосвященных Даров весьмапохожа на вечерню, с которой и соединяется. Ранее верующие, участвующие в ней, причащались запасными Дарами вечером, как это было в монастыре Саввы Освященного. В дальнейшем сложилась практика проведения этой службы утром для удобства мирян, учитывая их разные жизненные обстоятельства.

Сейчас традиции в России восстанавливаются. И в Ярославской епархии появились храмы, где Преждеосвященная Литургия совершается вечером. Человеку, желающему приступить к Таинству Причастия, необходимо соблюсти Евхаристический пост не менее 6 часов. Такое время необходимо воздерживаться от приема пищи и питья перед Святым Причастием если оно совершается вечером или ночью.

Однако самое главное отличие Преждеосвященной Литургии от Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого состоит в том, что в ней нет Евхаристического канона. Есть похожие моменты: и малый вход, и Великий, есть причащение и отпуст, но самой Евхаристии нет. Агнец, пропитанный кровью, освящается на полной Литургии, ближайшей к Преждеосвященной, и хранится на престоле в храме до причащения верующих.

— По времени Преждеосвященная Литургия довольно продолжительная, служится она дольше, чем Литургия Василия Великого или Иоанна Златоуста, и на ней много земных поклонов, читаются пророчества, много псалмов, молитв, которые не звучат за воскресным Богослужением, а в особые моменты на ней даже звучит колокол – зачем, и что всё это означает?

— На самом деле, Литургия Преждеосвященных Даров намного короче, чем обычная Литургия. Она начинается вечерней, там не так много чтений, совершается Великий вход, затем ектенья и поется «Отче наш». Нет протяженного Евхаристического канона. Преждеосвященная Литургия занимает меньше времени по службе, чем полная Литургия. Однако все Литургии предваряются Часами: третьим, шестым и девятым, а также Изобразительными. Во время Великого поста на Часах читаются кафизмы. На шестом часе — паремии – отрывки из книг Священного Писания — пророчества. На самой Литургии, которая начинается как вечерня, совершаются каждения, звучат предначинательный псалом и стихиры на «Господи воззвах…». Звучит очень красивое песнопение «Да исправится молитва моя»…

В особые моменты богослужения, действительно, звучит колокол, который призывает верующих проявить сугубую молитву. В это время прихожане становятся на колени. Звучание колокола раздается и тогда, когда переносятся Святые Дары. Происходит это в алтаре при закрытых Царских вратах. Дары перемещаются с Престола (места их хранения) на Жертвенник, где происходит что-то наподобие Проскомидии. ВСвятые Дары вливается вино, покрываются сосуды покровцами. Также колокол звучит на Великом входе, когда поется «Ныне Силы небесные». В этот момент Святые Дары переносятся с жертвенника через Царские врата на престол для подготовки к причастию духовенства и прихожан.

— А почему не на каждой такой Литургии читают отрывок из Евангелия и Апостол?

— Евангелие и Апостольские послания звучат на праздничных службах. В обычные дни они могут не читаться. Если есть Евангельское чтение, то совершается малый вход с Евангелием. Если чтения нет, то малый вход с кадилом.

— За Литургией Преждеосвященных Даров нет и привычного нам поминовения о здравии и упокоении, то есть записки об этом на нее не подаются…

— Поскольку нет проскомидии, нет и поминовения о здравии и об упокоении. Но обычно после Литургии Преждеосвященных даров совершается краткая лития об упокоении усопших.

— Почему за Литургией Преждеосвященных Даров не положено причастие младенцев?

— Связано это с тем, что Святые Дары – Тело и Кровь Христовы – это Агнец, пропитанный Святой Кровью.В чашу с Дарами за Преждеосвященной Литургиейвливается простое вино. Оно не освящается, как на полной Литургии. На полноценной же Литургии в чаше Кровь Христова. Ей мы причащаем младенцев, которые не могут съесть частичку. За Литургией Преждеосвященных Даров нет никакого смысла причащать младенцев простым вином. Другое дело, когда ребенку пять-шесть лет, и он может спокойно принять частичку Святых Даров. Такого младенца причащать можно.

— Мы знаем чин Литургии, составленный Василием Великим и Иоанном Златоустом, чин Литургии Преждеосвященных Даров связывают с именем Папы Римского Григория Двоеслова, но, говорят, что она восходит к чуть ли не апостольским временам…

— Да, действительно. В православной традиции, и даже в служебнике указывается, что эта Литургия принадлежит Святому Григорию Двоеслову – папе Римскому, который скончался в 604 году. Это было еще до разделения Церкви на западную и восточную. На самом же деле, Литургия Преждеосвященных Даров является введением святых апостолов. Она установлена ими, и мы знаем об этом из свидетельств многих святых, а также канонических норм Православной Церкви о том, что людей причащали запасными дарами. Может быть, не было такой формы, но постепенно Литургия сформировалась в своем современном виде. С именем Григория Двоеслова она связана потому, что он очень почитался на православном востоке, восстановил многие утраченные православные обряды в Римской церкви, в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров.

С протоиереем Алексием Кирилловым беседовала Ирина Хрупалова