Вот и приближается еще один красный день календаря — 7 июля. Праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.Для каждого из них у нас заготовлен свой набор поведенческих клише. На Вербное воскресенье мы умиленно-сосредоточены, в Новый год — ностальгирующе-сентиментальны… Однако этот день — особый для немалой части нашего общества. Это время, когда «оживают старинные предания». Это время, когда «гоголевскую атмосферу» можно буквально потрогать руками. Ведь многие из наших близких накануне 7 июля вспоминают только об одном празднике — о ночи накануне Ивана Купалы…


Здесь также давно определился набор обязательных составляющих праздника — от веночков из цветов, пускаемых по воде, до прыжков через костер и поисков пресловутого цветка папоротника. При этом, гори огнем учебник по биологии за 7 класс!

Это все конечно прелесть…

Но хочется спросить:
— Если то или иное поверье, тот или иной бытовой обряд бытовал у наших предков, то какое отношение наш внутренний мир к этому? Ведь мы не переносим домового за собой из квартиры в квартиру, не топим в установленный день в реке петуха для лучшего улова, но почему Купале оставляем место?

Либо участники этих шоу с огоньком ни капли не верят в языческий смысл происходящего и просто вышли романтично покормить комаров июльской ночью… Либо, что зачастую ближе к истине, — желают получить от этого определенные дивиденды. В первом случае вопросов нет — у заигравшихся ролевиков свой мир иллюзий. Во втором их возникает множество.

В подавляющем большинстве случаев люди, участвующие в подобных обрядах, не являются язычниками в прямом смысле этого слова. Они не поклоняются Велесу, Макоши и прочему легиону богов и божков. Более того, зачастую они входят в храм Божий со своими нуждами и просьбами, освящают жилье, офисы, транспорт. Но также непринужденно они посещают «матушку» Анастасию с «сильным Божьим даром» и госпожу Эвелину, белого мага в седьмом поколении; самозабвенно плюют через плечо и стучат по дереву. Перед нами классический пример «двоеверия» — одного из самых порочных явлений духовной жизни.

Невозможно служить двум господам одновременно — говорит Иисус Христос. Что общего между Христом и Велиаром — читаем мы у апостола Павла. Искренне ищущий язычник, даже заблуждаясь, одним своим честным поиском побуждает Бога устремиться к нему навстречу, после которой все заблуждения рассеиваются. Искренний христианин уже строит свою жизнь с Творцом вселенной, только двоевер пытается строить свой духовный мир по принципу коммуналки, где живут все, но нет хозяина.

Ты ни холоден, ни горяч — обличает таких людей Спаситель. Это вариант религиозного супермаркета, в котором нет ни понятия любви, ни жертвы, а лишь категории «полезности» и «действенности» оказанной услуги. «Полезна» Матрона Московская — ставим свечку. «Действенен» заговор на удачу в бизнесе — произносим.

Водоразделом, демонстрирующим эту тенденцию, и становятся подобные двоеверческие праздники. Вот и существует «Иван Купала», но существует как лакмусовая бумажка, позволяющая понять человеку с кем он.
Итак, с кем же ты в этот день?

Иерей Александр Сатомский
Фото с сайта союза иконописцев Сергиева Посада