Иерей Александр Сатомский: У преподобных Паисия и Порфирия мы видим опыт принимающей любви

2015_08_24_006_01В Богоявленском храме г. Ярославля появилась икона новых греческих чудотворцев – преподобных Паисия и Порфирия. Теперь перед образом ежемесячно, каждое последнее воскресенье месяца в 12:00, совершаются молебны о страдающих от ВИЧ и СПИДа. На молебны приглашаются не только сами больные, но и их близкие, а также просто неравнодушные люди. О новой социальной инициативе прихода Богоявленского храма рассказывает настоятель храма иерей Александр Сатомский.

– Почему Вы решили проводить в храме молебны преподобным Паисию и Порфирию о страдающих от ВИЧ и СПИДа? Почему это актуально и своевременно?

– Мне кажется, что в каждый период времени, к глубокому сожалению, в обществе есть свои прокаженные. Есть те, кого общество как-то сознательно сторонится и избегает, о ком знает мало и не хочет знать вообще ничего просто потому, что они его пугают.

С одной стороны, общество боится и не принимает людей, больных и носителей ВИЧ, а с другой стороны не задумывается над тем, что оно их породило. Культ потребления, возведенный в 100 %, повлиял на эту ситуацию. И вот то общество, которое рекомендует попробовать все, вдруг начинает говорить, что попробовать, но не настолько много. Более того, общество потом отказывается иметь что-то общее с этими людьми. В этот момент эти люди становятся судом обществу, которое говорит, что оно идет веселиться дальше.

Но есть святые, которые совершают свое милосердное служение перед такими людьми. Этими святыми и являются преподобные Паисий и Порфирий. Почему же люди к ним настолько тянулись? Почему их искали? Потому что они любили ближнего. Это была та безусловная любовь, которую человеку дает только мать. И у них мы видим пример принимающей любви.

Поэтому такое огромное количество людей: больных, здоровых, финансово успешных и неуспешных грелось у костра их любви. В том числе и страдающие от ВИЧ и СПИДа. Более того, многие процессы в обществе протекали на глазах у этих святых. Будь-то зарождение движения хиппи, будь-то сексуальная революция в западных странах и целый ряд других явлений, которые сформировали нашу современную культуру. Все эти процессы прошли у них перед глазами. И в их лице мы видим опыт святости в рамках этой культуры.

 

– Вам приходилось общаться с разными людьми, причастными к этой проблеме. Как люди реагируют на возможность молиться о страдающих от ВИЧ и СПИДа?

– Это для людей важно. Я неоднократно спрашивал, как бы они отнеслись, если бы им предложили пойти на молебен. И слышал ответ, что им это нужно. Важен сам факт, что о человеке кто-то заботится. Ведь мы молимся даже о тех, кто не пришел, и если бы никто не пришел, мы все равно бы молились.

 

– Как сами люди относятся к своей болезни? Время для них остановилось?..

– Я никогда не встречался с людьми, которые услышали о своем диагнозе 20 минут назад. Это всегда были люди, которые прожили с этим какое-то количество времени. Безусловно, по прошествии этого периода времени они начинают оценивать свою болезнь несколько иначе, начинают оценивать как один из этапов своей жизни, но не как ее окончание.

Если человек до того момента, как ему сообщили о болезни, вел разгульный образ жизни, то впоследствии он понимает, что если бы этого заболевания не было, если бы не было и внутренней переоценки, то он бы умер, в том числе и от таких вещей, как наркотики. Я не говорю, что болезнь становится панацеей, которую дает Господь. Но смысл в том, что для каждого человека Господь являет какие-то шансы и в каждом, даже самом негативном поступке или проявлении человека, Он находит хоть какую-нибудь дверь, через которую человек может выйти к лучшему. Во всяком случае, для многих это заболевание стало тем колоколом, который разбудил их к жизни.

 

– Как возникла идея совершать такие молебны?

– Мы знали, что скоро будет прославление афонских старцев. Потом на одном из православных сайтов я нашел статью на эту тему, в которой поднималась проблема безысходности заболевания. Стал вопрос, как можно помочь людям справиться с тяжестью заболевания. Вот так и нашелся ответ. Мы поняли, что в храме нужна икона, что надо совершать молебны. Если мы посмотрим на саму икону, то увидим, что в середине – Христос. Эта икона выражает идею моления. Преподобные не просто существуют, но они близки нам и молятся у Престола.

 

– Мы не имели возможности общаться с афонскими старцами, но мы имеем возможность прикоснуться к их духовному наследию. Издаются книги, из которых мы можем узнать о жизни святых, почитать их наставления. Что бы Вы в первую очередь вспомнили из духовных наставлений прославленных афонитов, которые обращались к людям, страждущим в тяжелых болезнях?

– Однозначно вспоминаются слова преподобного Порфирия, которые он обращал к больному юноше – укрепляй в себе надежду на Христа, единственную Помощь и Упование наше.

 

С иереем Александром Сатомским беседовала монахиня Екатерина (Парунян)

 
 
 
Яндекс.Метрика
1495853426.5