Игумен Герман (Кондратьев). Размышления об Успенском посте

dorm314 августа теплая беззаботность лета ежегодно сменяется трудами Успенского поста. Как бы легким прохладным ветерком он веет на наши разгоряченные летними жаркими днями сердца и умы.

Успенский пост известен христианам с древних времен. Упоминания о нем встречаются с середины V века, однако продолжительность этого поста письменно нигде не была зафиксирована. По этой причине на Константинопольском Соборе 1166 года был официально установлен его период – с 14 по 28 августа.

Необходимость внесения ясности в вопрос Успенского поста возникла вследствие того, что в разных областях строгость и сроки его соблюдения существенно различались, и не последнюю роль в эту путаницу вносило празднование дня Преображения Господня. Бытовало мнение, что величественность Господского праздника позволяла вкушать в этот день  не только рыбу, но в некоторых местах сыр и яйца, а кое-где даже мясную пищу. Причем продолжительность таких послаблений иногда достигала 4-х дней.

На Русскую землю Успенский пост пришел уже в утвержденном виде и здесь, наверное, стоит отметить, что его начало было тесно связано с  празднованием Крещения Руси, ведь по дошедшим до нас хроникам святой равноапостольный князь Владимир «крестися… августа 1» (по современному календарю 14).

Соблюдение Успенского поста играет важную роль в жизни христианина. Святой Симеон Солунский указывает нам, что соблюдать его мы должны в подражание Пресвятой Богородице, которая заранее получив ангельское известие о своей кончине, проводила последние дни своей земной жизни в строгом посте и молитвах. По словам святителя, говея в эти дни, мы побуждаем Пречистую Деву к сугубой молитве о нас, молитве, которой Она была верна всю свою жизнь. Также святой Симеон призывает нас в дни Успенского поста особо размышлять о смысле церковных праздников, которые следуют за его началом: о днях Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы.

Начало своё Успенский пост полагает от дня Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Как твёрдо установившийся, праздник этот известен с IX века.  На православном Востоке, а именно в Константинополе, месяц август был печально известен множеством инфекций, которые в этот, особенно жаркий период года, возникали с особенной частотой и подчас принимали угрожающие объёмы, собирая страшную жатву в сотни и тысячи жизней. Чтобы предотвратить возникновение болезней, а часто и остановить уже их распространение, Святой Православной Церковью был установлен обычай принимать части Животворящего Креста Господня из императорской сокровищницы и с Крестным ходом, совершая молебны и водосвятия, обносить их по улицам Константинополя, призывая на помощь силу человеколюбия Божия. Древо Креста Христова некогда было обретено в Иерусалиме святой равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина Великого, привезено ею в столицу и с тех пор хранилось там как великая драгоценность. Так, по историческим событиям, и установилось название этого праздника.

На просторах Руси этот день получил название «Медового Спаса», поскольку было замечено, что с середины августа пчелы больше не собирали мед в соты, полностью завершив свои приготовления к суровому зимнему времени.  Так как бортничество, или, по-современному – пчеловодство, было важной составляющей быта русского человека и значимым экономическим фактором торговли, в этот день совершалось освящение мёда нового урожая.

Поскольку Церковь чествует 14 августа также память святых мучеников Маккавеев, погибших в мучениях за отказ вкусить идоложертвенного мяса в 166 г. до Р.Х., народная традиция, по созвучию, также дала название этому дню «Маковый Спас» и предписывала собирать и освящать в этот день созревшие маковые семена. 14 августа в народе было принято печь особые медовые и маковые пряники, а также готовить разнообразные иные кушанья с использованием мёда и мака.

19 августа – праздник Преображения Господня. В этот день Православная Церковь вспоминает как некогда на горе (согласно Священному Преданию – на Фаворе) Господь Иисус Христос таинственно преобразился перед своими учениками, являя Своё Божественное величие и славу. Также апостолы стали свидетелями явления перед Господом пророков Моисея (умершего) и Илии (взятого живым на небо в огненной колеснице), что, по словам святителя Иоанна Златоуста, утверждает власть Христа над живыми и мёртвыми, над небом и землёй. Услышав из облака (Святого Духа) глас Бога Отца ученики стали очевидцами откровения всех Лиц Святой Троицы. По мнению святителя Иоанна, Своим Преображением Христос показал нам  «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».Вряд ли о Преображении можно сказать поэтичней святого Ефрема Сирина: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освященного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

В праздник Преображения с древности принято освящать созревшие виноградные гроздья, как сырьё для приготовления вина, которое будет использоваться на Божественной литургии для преосуществления в Кровь Христову. Там же, где виноград не столь распространен, например, по климатическим возможностям, как в северных областях нашей страны, принято приносить к освящению яблоки и другие плоды, созревшие к этому времени. По этим причинам народное название этого праздника – «Яблочный Спас».

Говоря о народных обычаях, связанных с праздниками Успенского поста, невозможно сдержать улыбку – так трогательно и, временами, по-детски, народ воспринимал дни этих церковных торжеств. Знать историю и традиции очень важно. Однако, в современном обществе всё большую тревогу вызывает тенденция к замене Божественного – земным, сакрального (священнотаинственного) – будничным. Увлечение человека приметами и традициями всё чаще носит замещающий характер.

Большую озабоченность вызывает тот факт, что в жертву «народности» приносится глубокий духовный смысл этих дней. Какая польза человеку, не несущему благих трудов Успенского поста, по обычаю, приносить к освящению в храм мёд и плоды (что является лишь нашим выражением дара Богу от благословлённой Им природы), только этим и ограничивая свою христианскую (если уместно здесь это слово) жизнь? Что за радость дожидаться народных гуляний и ярмарок в эти дни, забыв о воздержании, которое следует хранить ради небесного заступничества Пречистой Девы? Не об этом ли тогда говорит нам Священное Писание: «праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу…» (Ис.1:14,15)?! Может быть, чтоб побудить себя к Богородичному посту, стоит вспомнить, что это в Её материнский лик мы с надеждой вглядываемся в дни тяжёлых жизненных испытаний…

 

Игумен Герман (Кондратьев)
Репродукция: Успение.Охрид. Церковь Богоматери Перивлепты. 1294 — 1295 гг., с сайта http://www.pravmir.ru

 
 
 
Яндекс.Метрика
1495820151.01