dorm314 августа теплая беззаботность лета ежегодно сменяется трудами Успенского поста. Как бы легким прохладным ветерком он веет на наши разгоряченные летними жаркими днями сердца и умы.

Успенский пост известен христианам с древних времен. Упоминания о нем встречаются с середины V века, однако продолжительность этого поста письменно нигде не была зафиксирована. По этой причине на Константинопольском Соборе 1166 года был официально установлен его период – с 14 по 28 августа.

Необходимость внесения ясности в вопрос Успенского поста возникла вследствие того, что в разных областях строгость и сроки его соблюдения существенно различались, и не последнюю роль в эту путаницу вносило празднование дня Преображения Господня. Бытовало мнение, что величественность Господского праздника позволяла вкушать в этот день  не только рыбу, но в некоторых местах сыр и яйца, а кое-где даже мясную пищу. Причем продолжительность таких послаблений иногда достигала 4-х дней.

На Русскую землю Успенский пост пришел уже в утвержденном виде и здесь, наверное, стоит отметить, что его начало было тесно связано с  празднованием Крещения Руси, ведь по дошедшим до нас хроникам святой равноапостольный князь Владимир «крестися… августа 1» (по современному календарю 14).

Соблюдение Успенского поста играет важную роль в жизни христианина. Святой Симеон Солунский указывает нам, что соблюдать его мы должны в подражание Пресвятой Богородице, которая заранее получив ангельское известие о своей кончине, проводила последние дни своей земной жизни в строгом посте и молитвах. По словам святителя, говея в эти дни, мы побуждаем Пречистую Деву к сугубой молитве о нас, молитве, которой Она была верна всю свою жизнь. Также святой Симеон призывает нас в дни Успенского поста особо размышлять о смысле церковных праздников, которые следуют за его началом: о днях Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы.

Начало своё Успенский пост полагает от дня Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Как твёрдо установившийся, праздник этот известен с IX века.  На православном Востоке, а именно в Константинополе, месяц август был печально известен множеством инфекций, которые в этот, особенно жаркий период года, возникали с особенной частотой и подчас принимали угрожающие объёмы, собирая страшную жатву в сотни и тысячи жизней. Чтобы предотвратить возникновение болезней, а часто и остановить уже их распространение, Святой Православной Церковью был установлен обычай принимать части Животворящего Креста Господня из императорской сокровищницы и с Крестным ходом, совершая молебны и водосвятия, обносить их по улицам Константинополя, призывая на помощь силу человеколюбия Божия. Древо Креста Христова некогда было обретено в Иерусалиме святой равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина Великого, привезено ею в столицу и с тех пор хранилось там как великая драгоценность. Так, по историческим событиям, и установилось название этого праздника.

На просторах Руси этот день получил название «Медового Спаса», поскольку было замечено, что с середины августа пчелы больше не собирали мед в соты, полностью завершив свои приготовления к суровому зимнему времени.  Так как бортничество, или, по-современному – пчеловодство, было важной составляющей быта русского человека и значимым экономическим фактором торговли, в этот день совершалось освящение мёда нового урожая.

Поскольку Церковь чествует 14 августа также память святых мучеников Маккавеев, погибших в мучениях за отказ вкусить идоложертвенного мяса в 166 г. до Р.Х., народная традиция, по созвучию, также дала название этому дню «Маковый Спас» и предписывала собирать и освящать в этот день созревшие маковые семена. 14 августа в народе было принято печь особые медовые и маковые пряники, а также готовить разнообразные иные кушанья с использованием мёда и мака.

19 августа – праздник Преображения Господня. В этот день Православная Церковь вспоминает как некогда на горе (согласно Священному Преданию – на Фаворе) Господь Иисус Христос таинственно преобразился перед своими учениками, являя Своё Божественное величие и славу. Также апостолы стали свидетелями явления перед Господом пророков Моисея (умершего) и Илии (взятого живым на небо в огненной колеснице), что, по словам святителя Иоанна Златоуста, утверждает власть Христа над живыми и мёртвыми, над небом и землёй. Услышав из облака (Святого Духа) глас Бога Отца ученики стали очевидцами откровения всех Лиц Святой Троицы. По мнению святителя Иоанна, Своим Преображением Христос показал нам  «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».Вряд ли о Преображении можно сказать поэтичней святого Ефрема Сирина: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освященного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

В праздник Преображения с древности принято освящать созревшие виноградные гроздья, как сырьё для приготовления вина, которое будет использоваться на Божественной литургии для преосуществления в Кровь Христову. Там же, где виноград не столь распространен, например, по климатическим возможностям, как в северных областях нашей страны, принято приносить к освящению яблоки и другие плоды, созревшие к этому времени. По этим причинам народное название этого праздника – «Яблочный Спас».

Говоря о народных обычаях, связанных с праздниками Успенского поста, невозможно сдержать улыбку – так трогательно и, временами, по-детски, народ воспринимал дни этих церковных торжеств. Знать историю и традиции очень важно. Однако, в современном обществе всё большую тревогу вызывает тенденция к замене Божественного – земным, сакрального (священнотаинственного) – будничным. Увлечение человека приметами и традициями всё чаще носит замещающий характер.

Большую озабоченность вызывает тот факт, что в жертву «народности» приносится глубокий духовный смысл этих дней. Какая польза человеку, не несущему благих трудов Успенского поста, по обычаю, приносить к освящению в храм мёд и плоды (что является лишь нашим выражением дара Богу от благословлённой Им природы), только этим и ограничивая свою христианскую (если уместно здесь это слово) жизнь? Что за радость дожидаться народных гуляний и ярмарок в эти дни, забыв о воздержании, которое следует хранить ради небесного заступничества Пречистой Девы? Не об этом ли тогда говорит нам Священное Писание: «праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу…» (Ис.1:14,15)?! Может быть, чтоб побудить себя к Богородичному посту, стоит вспомнить, что это в Её материнский лик мы с надеждой вглядываемся в дни тяжёлых жизненных испытаний…

 

Игумен Герман (Кондратьев)
Репродукция: Успение.Охрид. Церковь Богоматери Перивлепты. 1294 — 1295 гг., с сайта http://www.pravmir.ru