Епископ Вениамин: Подвиг святых раскрывается в служении Господу и служении людям

2014_06_05_001_01Собор Ростово-Ярославских святых – один из любимых праздников жителей области. В праздничный день в Ростов Великий приезжают паломники из многих городов и районов. Совершается праздничная служба собором духовенства и крестный ход. О том, какова история праздника, каков его смысл рассказывает епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, возглавляющий комиссию по канонизации святых Ярославской митрополии.

– С какого времени празднуется Собор Ростово-Ярославских святых?

– Инициатором празднования собора Ростова-Ярославских святых был митрополит Никодим (Ротов). Еще в то время, когда он был правящим архиереем Ярославской епархии, он много делал для восстановления почитания святых нашей земли. Будучи митрополитом Ленинградским и Ладожским, владыка Никодим представил на заседание Священного Синода текст тропаря и кондака Всем святым, в Ярославской и Ростовской епархии просиявшим. Это было в 1967 году. Спустя год митрополит Никодим представил на Синод текст службы Всем святым, просиявшим в пределах Ярославской епархии. Эту службу владыка также составил сам.

Я приехал на Ярославскую землю в 1978 году. В то время архиереем Ярославским был митрополит Иоанн (Вендланд). Большие соборные богослужения в честь праздников, как и в день Собора Ростово-Ярославских святых тогда совершать было проблематично. Помню, что мы, священнослужители епархии, приезжали на службы в день ангела владыки и в день Ростово-Ярославских святых. Вот и все. Праздновать соборно, с крестными ходами и праздничными мероприятиями дни памяти князей Феодора, Давида и Константина, день Казанской иконы и другие праздничные дни, которые мы сейчас отмечаем торжественно, тогда мы не могли. На собор Ростово-Ярославских святых служба совершалась в Феодоровском соборе г. Ярославля скромно, без крестного хода. Но для всех священнослужителей и прихожан это был очень большой и радостный праздник.

 

– Почему появляется такая традиция соборного празднования?

– Традиция эта добрая и свидетельствует о нашем желании хранить благодарную память, чтить святых, обращаться к ним молитвенно и искать их помощи.

 

– Когда Собор стали отмечать в Ростове Великом?

– Собор Ростово-Ярославских святых начали праздновать в Ростове Великом более 10 лет назад. Вспоминается, как за несколько лет до этого, однажды я попал в день Собора Ростово-Ярославских святых в Успенский собор. Возвращаясь из Сергиева Посада, я зашел помолиться в храм. Он был уже открыт для верующих. И мне он показался в этот день пустынным и мрачным. Тогда в соборе только-только начинали совершать богослужения, но в сам праздник молящихся в соборе было очень мало. До сознания людей, пытавшихся мыслить не в категориях антирелигиозной пропаганды, очень тяжело доходил смысл и значение этого праздника.

 

– Кто входит в Собор и почему именно эти святые?

– Входят в собор ростовские святители, ярославские и ростовские князья, преподобные, блаженные. Естественно, что входят и переславские, угличские, пошехонские, любимские, святые. Они подвизались в пределах нашей земли и издавна здесь почитаются. Можно назвать святителей Леонтия, Исаию, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия; преподобных Сергия Радонежского, Аврамия, Паисия и Кассиана Угличских, Игнатия и Даниила, Никиту столпника, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского, Севастиана и Адриана Пошехонских, Игнатия Ломского; блаженных Исидора и Иоанна Милостивого, Иринарха Затворника, Петра и Андрея, преподобномученицу Анастасию с девами мученицами угличскими; благоверных князей Бориса, Василько, Александра Невского, Василия, Константина и Феодора с сыновьями Давидом и Константином, Романа Угличского и царевича Димитрия.

Собор пополняется и новыми святыми. Входят в него и новомученики и исповедники. Хотя у нас есть и собор новомучеников Ярославской земли, и празднуется он в день памяти святителя Агафангела. Они как бы продолжают ряд святых и их подвиг.

 

– Святость в древние времена и святость в XXXXI веках. Что объединяет таких разных святых?

– Подвиг один – служение Господу и служение людям. Чем отличаются новомученики от святых, подвизавшихся много веков назад? Тем, что прославлены за мученическую кончину, за исповеднический подвиг в период гонений на Церковь, который пришелся на XX век. Но среди новомучеников и исповедников были и святители – архиереи, которые продолжали святительское дело Леонтия, Исаии, Димитрия и других, были подвизавшиеся в монашестве и жившие праведно. И все они своей жизнью свидетельствовали о вере и верности Господу.

 

– О чем, на Ваш взгляд, напоминает нам в первую очередь праздник в день Собора Ростово-Ярославских святых?

– Во все времена на нашей земле жили святые люди, и они стремились к тому, чтобы исполнялась воля Божия. Сами прилагали силы, чтобы утверждалось Православие, хранилась чистота веры и в пастырях и в пасомых.

Сейчас же мы должны подражать нашим святым и должны иметь частичку их веры и ревности, чтобы и в нас совершалась воля Божия, и свет Христов распространялся вокруг нас.

 

С епископом Вениамином (Лихомановым) беседовала монахиня Екатерина (Парунян)

 
 
 
Яндекс.Метрика
1495874594.64