Евгения Жуковская. СЕМЬЯ В СМИ: ЗАКАЗ НА ЛЮБОВЬ

2018_07_11_002_01Научно-практическая конференция «Информационное пространство и безопасность семьи», организованная в рамках ХIII Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи» с 8 по 14 июля 2018 года в городе Ярославле, собрала представителей Церкви, государства, культурного, научного сообщества. В ходе дискуссий прозвучало немало выступлений, посвященных самоопределению человека в информационном поле. Задумываются о своем предназначении сегодня многие. Не в стороне и православные верующие.

Какой образ семьи мы встречаем сегодня в средствах массовой информации? Прослеживается погоня за желанием аудитории – рассказывать об уюте возле домашнего очага, рисовать картины безгорестной жизни больших фамилий. Из такого каравана историй состоят биографические очерки, портретные интервью женских и мужских журналов. В таких публикациях, впрочем, ценится не только незатейливый сказ о том, как спокойно муж и жена живут десятилетия и готовы уйти в мир иной в один день, но и откровения о совместном преодолении трудностей, выходов из кризисов вопреки всему.

Мы все чаще видим, как обыденная жизнь лакируется словно голландская шкатулка. Нет ни зазубринки, ни лишнего элемента. Акцент делается больше на успехе, чем на поражении. Оно и понятно, человек по природе своей тяготеет к хорошему и стремится в благополучие, пусть и встречается с ним только в сказке. Сегодня ее пишут, как правило, журналисты.

В общем и целом подобные тенденции не идут вразрез с нравственными критериями, поскольку сор можно найти в любом глазу, но основная масса подобных материалов соотносится с традиционными ценностями. Намного опаснее  иные лейтмотивы, неожиданно ярко проявляющиеся в публикациях о благополучной семейной жизни.

Развитие медицины, внедрение телемедицины делает доступным для широких масс технологии, позволяющие преодолеть биологические особенности человеческого организма. В частности, использовать репродуктивные технологии для рождения детей. Средства массовой информации приблизили эту сказку о всемогуществе человека к людям, до селе больше уповавшим на Бога: «Нет ребенка – будем взывать к небесам». Так, все же, чаще было в прошлом. Сегодня же общество широко оповещено, что можно делать и куда обращаться, если появились проблемы с зачатием. А вместе с профессиональной информацией тут же всплывают и нужные истории о том, кто, как и каким образом из публичных лиц решал такую же проблему в своей жизни. И ведь как удачно решил: теперь глянцевые лица рожденных вопреки первоначальному замыслу Создателя младенцев красуются со страниц журналов и мониторов девайсов на нас.

Средства массовой информации нам монотонно напоминают: с природой не просто можно, но и нужно работать. К добру ли плоды этих трудов – вопрос завтрашнего дня, да и вряд ли он станет достоянием общественности. Достаточно поведать всему свету о начальном этапе. Информирование, в общем-то, основная функция прессы, и она с ней в области пропаганды биомедицинских технологий справляется превосходно. Всем в итоге, как будто, хорошо и полезно: люди рожают детей и повышают свою объективную значимость в глазах окружающих. Средства массовой информации при этом всячески отрабатывают заказ аудитории «на любовь». Он любит – она любит – медицина помогает эту любовь родить в конкретном ребенке – всем хорошо, все счастливы, все соответствуют общепринятым стандартам нормальной семьи, так неустанно демонстрируемой в прессе.

Православные церковные и частные средства массовой информации не отстают от своих светских коллег. Разница лишь в том, что в этой прессе акцент больше делается на традиционные ценности и знакомство аудитории с семьями, пытающимися ориентироваться на евангельские заповеди, воспитывать своих членов в православном мировоззренческом ключе. Впрочем, и в этом сегменте прессы тема биомедицинских практик и планирования семьи одна из самых полемичных. Такие публикации, как правило, весьма полемичны. По одну сторону собираются те, кто считает преступлением Божия Закона любое вмешательство в замысел Господа о человеке (в данном случае имеется в виду не только использование технологии ЭКО, например, но и практика планирования рождаемости внутри семьи). По другую сторону сосредоточены те, кто считает нормальным с разумением относиться к регулированию количества детей и периодов их рождения.

В настоящее время в Межсоборном Присутствии – совещательном органе при высшей церковной власти – ведется работа по созданию документа, посвященного репродуктивным технологиям. Наверняка проект этого документа, после публикации для проведения общецерковной дискуссии, вызовет бурную реакцию. С большой долей вероятности можно уже сейчас сказать, что в ходе обсуждений будут затронуты не только вопросы допустимости применения биомедицинских технологий, но и проблемы планирования семьи.

Очевидна и реакция общественности. Массовое сознание во многом формируется средствами массовой информации. Распространено мнение, что любовь, возникающая между двумя людьми, не может быть противозаконна, ее не может не благословлять Господь. В этом месте обычно вспоминаются слова из Священного Писания, что Бог есть Любовь (см. 1 Ин. 4: 7-8). В таком случае все устремления двух любящих сердец, а особенно когда они связаны с продолжением рода, с рождением детей, так же априори благословлены Господом. И получается, что для исполнения Божия благословения хороши все средства. Церковь в своей просветительской миссии расставляет в этой интерпретации Евангелия точки над «i». И точки эти способны существенно изменить ракурс восприятия Промысла Божия о человеке. Оказывается, что не все так однозначно. Но массовое сознание специфично и неповоротливо, ему трудно быть гибким и увидеть иной угол зрения. Отсюда и острая полемичность публикаций в светских средствах массовой информации, как только Церковь во всеуслышание высказывает свою позицию, связанную с традиционными семейными ценностями или дает оценку современного состояния института семьи.

У аудитории, действительно, есть заказ на любовь. Люди хотят видеть больше маяков, сигнализирующих о реальности счастья в море житейских трудностей. Поэтому так и цепляются за публикации в средствах массовой информации, поэтому так популярна пресса, уделяющая этой теме значительный объем контента. Понимая, как важно нести именно послание Любви, которым пронизано Евангелие, нам важно понимать, что подчас погоня за простым человеческим счастьем может идти вразрез с большим человеческим счастьем – жизнью во Христе. Этому, к сожалению, пресса нас не учит. Никто не говорит, что человек создан для страдания. Но трезвый взгляд на рельефность жизни, реалистичная журналистская драматургия, а не лубочная картинка больше соответствуют уровню развития современного человека. Зрелыми мы все станем, когда приблизим человека к Истине, и тогда каждый из нас действительно станет свободным и счастливым (ср. Ин. 8. 32).

 

Евгения Жуковская,
главный редактор интернет-портала «Приходы»,
член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви

 
 
 
Яндекс.Метрика
1532037286.59