Поприще Великого Поста пройдено! Кто-то с победами, кто-то с поражениями, а зачастую и с тем и с другим, все мы прошли эти дни и вошли в радость Христова Воскресения. Но вошли ли по-настоящему? В чем для нас радость Пасхи? В ослаблении ли постного бремени? В таком случае можно было бы его на себя не налагать, чтобы не ослаблять потом. Или оно готовило нас к чему-то более важному?

Безусловно, мы готовились к Причастию в светозарную ночь Пасхи, и, желая получить Его, можно поститься и 47, и большее количество дней, но Церковь не считает, что человек должен ограничиться лишь этим.
Сам церковный Устав подсказывает, что целая неделя пасхальных торжественных служб расположена после поста закономерно. Кончились дни, переживаемые Церковью как «отнятие Жениха» – Христа (Мф. 9:15). Вот Он – Воскресший с нами, в нашем собрании верных – можем ли мы теперь, понеся труды, отказаться от награды? Нет! Всю Светлую седмицу вместе с гимном Жизни: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» звучит властный призыв Христа за Литургией: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
Христос не предлагает вариантов, Он говорит что жизнь лишь с Ним и в Нем, и приобщиться этой жизни в полноте можно именно у Чаши.
Однако у многих встает недоуменный вопрос: как же можно причащаться на Светлой неделе, раз Церковь, ликуя о Воскресении, отменяет в эти дни какой-либо пост?
Необходимо оговориться, что личное благочестие не может быть для человека важнее благочестия всей Церкви. Т.е. странно поститься, когда в Церкви торжество, и радоваться, когда Церковь призывает к воздержанию. При этом сами церковные каноны говорят: «от святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66 правило VI Вселенского собора). Таким образом, соблюдение в чистоте своего сердца, уделение должного времени молитве и мир с ближними являются единственно необходимыми при данной подготовке.
Услышим же призыв Христа, подкрепленный и растолкованный последующей христианской традицией, и будем проводить Пасху Господню не в праздности, но радости духовной!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Иерей Александр Сатомский