Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Православие – как фактор формирования и развития российской идентичности

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВыступление архимандрита Сильвестра (Лукашенко) на пленарном заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации, прошедшем 24 октября в г. Ярославле.

Говоря о российской идентичности, исследователи понимают под ней отождествление человека с народом; включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российского народа. При этом мы понимаем, что идентичность – это не застывший исторический факт, который однажды произошел в истории, был зафиксирован в источниках и теперь может стать достоянием музеев, архивов или научных трудов. Идентичность – это образ нашей жизни.

Именно почему разговор о российской идентичности, о тех факторах, которые ее формировали, видится сегодня наиболее актуальным. Ведь в настоящее время наше общество сталкивается с многочисленными вызовами, которые ему бросает современная культура и мировоззрение. И это не только внешнее воздействие. Вовлеченность государства и общества в межкультурные и межгосударственные связи безусловно вносит изменения в самосознание, где-то больше, где-то меньше. И это естественный процесс. Результат его зависит от самого человека – может ли человек трезво и адекватно сказать – кто же он есть на самом деле?.. Отчего его представления о мире, о человеке и обществе именно таковы?..

Большое влияние на формирование самосознания и идентичности оказывают средства массовой информации и развитие технологий. Наше современное общество – общество, которое создается информацией и активно потребляет ее. При этом происходит обезличивание многих форм социальной жизни. Теряется навык осознания своей идентичности. Те же самые средства массовой информации задают в сознании некие стереотипы восприятия, далекие от действительности, создают культуру подмен, культуру масок, которые навязываются человеку и не только скрывают реальность, но и уводят от проблем, связанных с внутренней жизнью личности, с духовным миром и душевными переживаниями.

Немаловажную роль здесь играет образование, как важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков. Особенность еще в том, что педагоги работают в многокультурной и многоконфессиональной среде, где распространена практика понимания и принятия представителей других культур, исторически укорененных в российской действительности.

Исторически сложилось так, что одним из факторов формирования и развития российской идентичности стало православие. Какие события повлияли на это?

Прежде всего – Крещение Руси. При этом следует отметить, что равноапостольный князь Владимир не только выбрал веру, крестил Русь, но также он выбрал мировоззренческую систему координат, которую предлагала Византийская империя. Как напишет святитель Николай Сербский, князь Владимир «направил ход русской истории в духовном направлении». «Он – основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура» (святитель Николай Сербский). При этом князь сотворил великий подвиг – преобразил человека-язычника, преобразил самого себя.

С этого времени в сознание народа входят такие понятия как святость и соборность. Они начинают формировать и взгляд на историческое развитие народа.

При этом русским словом «соборный» переводится греческое слово «всеобщий», «всеобъемлющий», «вселенский», хотя для того, чтобы передать богословский смысл используют слово «кафолический». Славянское слово «соборность» как термин, указывающий на соборную структуру Церкви, ее соборное управление, получил развитие у славянофилов. Хомяков воспринимал Церковь как единый соборный организм. Члены этого организма объединены единством веры на принципах равенства и свободы. Славянофилы, используя термин «соборность», не придумывали что-то новое, не сочиняли, они воспользовались той традицией, которая сформировалась в лоне православной Церкви на протяжении многих сотен лет нашей истории. Славянофилы оформили в смыслы то, что народ чувствовал интуитивно.

Народ объединяет вера православная, любовь к Отечеству и ближним. Как это происходит? Большое значение в этом процессе и играет понятие соборности. Так в исторической памяти народа формируется новый идеал личности: равноапостольный князь Владимир, страстотерпцы князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, князь Димитрий Донской, святитель Ермоген, преподобный Иринарх. Обратим внимание, что это и государственные деятели, но претворявшие в жизнь совсем необычную государственную программу. Это и святители и подвижники, которые в самые сложные для государства времена брали на себя роль объединителей всего народа.

Обращаясь к образу князя Ярослава Мудрого, мы поражаемся глубине личности этого великого мужа, той силе духа, которая была у него, что даже в памяти народной его образ – это образ мудрого правителя, государственного деятеля, образ святого человека. Он основывал города, и один из этих городов – Ярославль. Он строил киевский собор Святой Софии – Премудрости Божией. При князе возникли первые русские монастыри. Он издал «Русскую Правду» – свод правовых законов. При нем Церковью нашей стал управлять первый русский митрополит. Он любил учение книжное, поэтому много средств тратил на перевод византийских книг, на их переписывание. Именно князь Ярослав основал в Новгороде первую большую школу, а библиотека, собранная им, стала легендарной. И все это было возможно сделать в XI веке, 1000 лет назад. Тогда, когда невозможно было опереться не на тысячелетнюю традицию, не на созданные предками культурные и материальные блага. Сила его, была не Силой крепких каменных стен, непобедимых армий и оружия, но силой духа, молитвы, силой веры. В этом и было главное богатство князя, главное его сокровище. Это он и оставил своим потомкам, как основание любого благополучия и мира в обществе и государстве, обращаясь к ним, а через века и к нам, с такими словами: «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…».

Или когда князь Александр Невский оказывается перед выбором: дать отпор силе западного рыцарства или уступить, лелея призрачную надежду спастись за рыцарским щитом от монголо-татарского ига. Выбор князя был в пользу единства и веры. Именно подчинившись западной культуре, а вместе с ней и западным миссионерам, Русь теряла не только независимость, но и любую возможность вернуть эту независимость обратно.

Особенно необходимо отметить служение преподобного Сергия Радонежского, 700-летний юбилей которого мы отметили в этом году. Подвижнические труды преподобного повлияли на последующие поколения монахов, заложив основы духовного и национального расцвета земли Русской в годы заката монголо-татарского ига. И не случайно торжество в честь юбилея отмечалось на государственном уровне.

Учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. Преподобный оставил перед своей смертью завещание, в котором напутствовал учеников «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», украшать себя смирением и хранить единомыслие друг с другом, ожидать от Бога воздаяния и небесных вечных благ. В XIV веке преподобный Сергий призывал к примирению князей, к объединению народа, и многое делал для возрастания духовного и национального самосознания людей. Ведь тогда, когда преподобный Сергий начинал свой подвиг, сложно было говорить о существовании русской государственности. Русь была в агонии после разрушительных княжеских междоусобиц и после обескровившего страну монголо-татарского нашествия. И вот в это время на Куликовом поле собрались князья, бояре, воины, напутствуемые преподобным Сергием, а уже вышел с поля единый народ.

В годы Смутного времени, освобождение России стало возможно благодаря единению самого народа и неустанным трудам могучих духом и несокрушимых в вере людей. Во времена Смуты наши предки столкнулись не столько с видимым противником, сколько с духовным. Народу был сделан вызов, а главной целью нанесенного по Руси удара была вера. Ни бескрайние территории, ни недра и ни богатства нашей земли, — а, именно, вера. Оказалось, что это единственная крепость, которую нужно было взять и разрушить, для того, чтобы все остальное заполучить без особых усилий, без боя. Тогда наши предки сделали огромное дело, они нашли в себе силы объединиться. Но объединиться не просто вокруг человека, идеи и или какой-то сиюминутной цели. Они сплотились вокруг единственной и самой настоящей цементирующей силы, той самой веры, которую так и не удалось врагам сломить, а помогли в этом святитель Ермоген и преподобный Иринарх. И именно вера помогла сплотить народ и освободить страну от захватчиков. И неслучайно, что День народного единства есть день праздника Казанской иконы Божией Матери, которая находилась в ополчении Минина и Пожарского.

Мы видим, что в самые тяжелые моменты истории наш народ обращался к вере за помощью, как к консолидирующему началу. И задачи во все эти периоды исторического развития были одни: объединить и научить всему тому, что поможет хранить это единство, быть сильными в политическом противостоянии и независимыми как в культурном, так и в общественном и экономическом плане.

По-особенному воспринимается и святость. Образ святого – образ человека, который живет в Боге, который преобразился сам и преображает мир вокруг себя, то есть в том числе, это образ человека, который своим авторитетом может положить конец междоусобицам, дать силы сопротивляться врагу, показать настоящие ценностные критерии (любовь, единство, верность, братство, единомыслие, жертвенность), которым стоит следовать в жизни, стать основой для единства, соборного единения.

Особенностью соборности, той соборности, которая станет пониматься как соборность народа, станет принцип жертвенного служения. Всякая общественная деятельность обретает свой смысл именно как служение, раскрывающее в личности подлинное человеческое достоинство, свободу и полноту бытия. Такая соборность свидетельствует о единстве религиозно-нравственного начала, единстве народа, духовной власти и их совместное служение.

Принципы святости и соборности коренным образом отличают отечественное мировосприятие от западной цивилизационной модели, где человек становится мерой всех вещей, приобретает статус высшего блага, где, соответственно, превозносится культ удовлетворения разных потребностей и превозносится человеческое эго, лишенное внутреннего религиозного закона, закона совести, веры и потерявшего образ Божий.

Это проявилось в возникновении современного атеизма и секуляризации, в революционности и терроризме. Это проявилось в нравственном оправдании насилия, в том, что насилие стало основным методом достижения свободы. Это отозвалось глубочайшей катастрофой не только в жизни личности, но и в жизни западного общества, стало разрушать такой общественный институт как институт семьи, изначально строившийся на традиционных ценностях, на любви. В жизни человек отказывается от Бога, в семье человек отказывается от отца. Такого гуманистического восприятия человека и окружающего мира в России не было. Более того, оно так и не смогло по-настоящему, по-западному здесь прижиться.

Таким образом, соборность и святость становятся в России содержанием жизни человека и общества – это принцип бытия человека в мире. При этом эти принципы раскрываются совершенно особенно в деятельности государства. Фактически в своей внешней политике, а также и во внутренней, когда происходил процесс освоения новых земель, страна автоматически избирала путь вовлечения народов в ореол экономической, политической и культурной жизнедеятельности государства, путь собирания, путь миссии, фактически унаследованный от Византийской империи. Вспомним, как проявлялась в конце I тысячелетия внешнеполитическая деятельность византийских императоров. Она была классически миссионерской: разговаривать на языке другого человека, понимать его, помогать ему развиваться и совершенствоваться, помогать воспринимать из своей родной культуры то, что может принести пользу, что отличалось от колониальной тактики: навязывание и преобладание традиций, языка и культуры завоевывающей стороны.

Таким образом, формирование и развитие российской идентичности строилось на соборности и святости.

 
 
 
Яндекс.Метрика
1501087397.11